Блог Никиты Волкова

Бессмысленное образование

Бессмысленное образование

Привет! Сегодняшняя тема очень важна, т.к. напрямую связана с нашим самым дорогим и невосполнимым жизненным ресурсом – временем. Нужно ли высшее образование? Обязательно ли нужно закончить ВУЗ, чтобы чего-то добиться в этой жизни? Гарантирует ли пятёрка по высшей математике в будущем успешное решение задач и теорем? Многих эта статья может ошарашить, других подтолкнёт к разумным решениям, а у третьих вызовет рвотный рефлекс. В любом случае считаю, что всё в этом мире можно подвергать сомнению. Этим мы с вами и займёмся.

Школьные годы «чудесные»

«Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию» (Марк Твен)

Эти слова отражают реальную картину того, что происходит с нашим образованием, начиная ещё со школьных стен. Знания и система образования – это разные вещи. Давайте я немного разъясню ситуацию. Где-то на самом верху сидят несколько дядь и тёть, которые с унылым видом пишут и переписывают образовательные программы.

Данные программы с детства формируют у ребёнка определённое представление о том, что он должен знать. Почему именно эти люди решают, как формировать мозг человека с самого детства, пока не понятно. Высшее государственное образование Учителя всех возможных предметов шпигуют детей тоннами различной информации, т.к. это написано в программе.

Таблица умножения, интегралы, античная история, как спастись при взрыве ядерной бомбы, реакции замещения, правило Буравчика, основы программирования, когда родился Бетховен и прочее, прочее…

Из всей этой сборной солянки, которая варится в головах, непонимающих, что происходит, детей получается натуральная баланда из смеси урывков знаний. Знаний, которые по большей части им НИКОГДА в жизни не пригодятся!

Я до сих пор жду того момента, когда мне в жизни понадобятся сферические координаты тройного интеграла 😉

Это как в анекдоте:

— Дайте мне 4(x-5) = y-3 помидоров!

— Мужчина, я вас не понимаю!

— Да мне ПО ХРЕН! Я не зря в школе учился!

Кроме шуток, 80% того, что я проходил в Университете и школе мне ещё ни разу не пригодилось. Итак, детей «заряжают» килотоннами довольно сомнительной по полезности информации.

Кто-то, кто подозревает, что что-то здесь не так может рано или поздно спросить: «Елизавета Поликарповна, а нафига нам эта фигня нужна?», после чего последует грандиозный по своей логичности ответ: «Потому что так надо!».

Те учителя, кто и сам не понимает, но более снисходителен, может ответить что-то вроде: «Это научит тебя мыслить».

Зачем мальчика, который сам не свой от решения различных уравнений и задач пичкают знаниями об истории и изобразительном искусстве?

Потому что цель получить не выдающегося ученика-математика или хужожника, а усреднённую «банку консервов», которая не уверена в себе и не имеет полных знаний ни по одному предмету.

Все действительно необходимые знания, которые преподают в школе можно выучить буквально за 2-3 года и то если вы плюёте в потолок.

Вспомните, как студенты сдают сессию. Любой предмет забивается в голову, как молотком за 1-2 недели до экзамена, если вам реально нужно получить нормальную оценку, чтобы не вылететь. Стоит только немного напрячь мозг.

Вместо того чтобы готовить школьников к реальной жизни с реальными проблемами школа готовит подростков к жизни в мире, которого не существует.

Самые важные знания

Какие самые важные знания, которые можно получить в школе?

Во-первых, это ТРУД. На нём можно научиться делать действительно полезные вещи. Парни: делать табуреточки, забивать гвозди, крутить болты, ковыряться с механизмами, а девочки: готовить еду, шить, вязать и т.д. И вправду нужные знания , кроме шуток.

Второй полезный предмет – это ФИЗКУЛЬТУРА. Только не та, которую преподают в школе. То, что происходит там – это какой-то бред сивой кобылы.

Даже дураку должно быть понятно, что каждый организм индивидуален и что каждому надо тренировать те мышечные качества, которые он хочет развить.

К примеру, молодой человек хочет накачать большие мышцы в школе, заниматься в тренажёрном зале, а его задрачивают кроссом на 3 километра и выполнением дебильных нормативов, в стиле: «Кто сколько раз качнёт пресс за 1 минуту».

Или парню нравится бегать на длинные дистанции, а он вместо того, чтобы тренировать выносливость и скорость бега играет со всеми в лапту. Опять же пытаются получить «усреднённый продукт», как на конвейере.

Вместо того, чтобы усиливать и без того сильные качества, они пытаются всех заточить под одну гребёнку. В итоге на выходе получается полная фигня.

Остальные знания и предметы, которые преподаются в школе нужны будут лишь отчасти. «Царица наук» математика, как правило, не нужна в том объёме, в котором её преподают. Всю эту массу ненужных алгебраических выражений и геометрических задач нужно преподавать тем, кто хочет связать свою жизнь с этой наукой. У остальных эти страшные вещи никогда в жизни не всплывут. Учреждения высшего образования Курс основной математики (теорема Пифагора, углы, треугольники, периметр, площадь, арифметика и т.д.) можно с лёгкостью пройти не за 10-11 лет, а за 1-2 года нормальных занятий. И то этого будет много для дальнейшей жизни.

С физикой и химией та же беда. Углубляться вплоть до межмолекулярного строения атомов и термоядерного синтеза нет никакой нужды. Только если это нужно ребёнку для его будущей профессии.

Если вы не преподаватель математики в Универе или школе, то скорее всего во взрослой жизни вы уже не помните 90% того, что вам преподавали. Получается по-настоящему идиотская трата самого важного ресурса – времени.

Время – это пол беды. Так же вы теряете возможности, которые вы упускаете из-за того, что занимаетесь совсем не тем, что необходимо. Самое печальное, что отучить людей изучать тонну бесполезной информации практически невозможно.

Идеальное образование

Образование должно быть:

  • Менее загруженным не нужными ребёнку предметами.
  • Более дифференцированным.

Это означает, что на ученика не должна сваливаться тонна информации, назначение которой не может объяснить даже преподаватель. А так же предметы должны выбираться исходя из способностей учеников.

Зачем грузить детей кучей бесполезных фактов, которые ему вообще не интересны, а так же которыми он не способен пользоваться? Необходимо давать больше прикладных знаний, которые можно применить на практике и поменьше «сухой» теории.

Если ребёнок хорошо ориентируется в числах, хорошо считает, анализирует, то только тогда можно добавить в его программу точные науки в том объёме, в котором они даются сейчас.

«А как же ребёнок будет жить без математики? Ведь его мозг так и не научится мыслить логическим образом!» — скажут возмущённые мамы и папы. Ок, мыслить логически?

Что учит мыслить логически?

Естественно логическое мышление, воображение и умение создавать лежат в основе АБСОЛЮТНО ВСЕХ изобретений, которые когда-либо были созданы.

Логическое мышление – это крепкий фундамент гениальности. Не зря говорят: «Всё гениальное – просто!». Но зачем путать хрен с морковью? Причём тут школьная бомбардировка не нужными фактами и знаниями?

Могу поспорить с кем угодно, что в этом плане школа и Универ только вредят, т.к. учат мыслить шаблонно, стереотипно. Школа попросту отучает ребёнка фантазировать и использовать воображение. Высшее образование в России В наши головы с детства загоняют сотни бесполезных фактов, которыми мы оперируем только на этих же уроках, для которых мы их зазубрили. Почему предмет приходится зазубривать?

Потому что ваш организм не видит ВЫГОДЫ для себя в полученной информации и сопротивляется! Вспомните, как вы запоминаете понравившуюся вами статью или книгу. Вы запоминаете всё очень легко, т.к. наш мозг по средствам синапсов выстраивает нужные связи в отделах головного мозга, отвечающих за память.

Организму приносит удовольствие эта информация, поэтому такая способность к запоминанию.

Приведу пример. В школе, в первом классе, мне понравилось одно стихотворение. Оно было в 8 строчек, про приход весны в лесу. Я ПРОЧУВСТВОВАЛ всё стихотворение, представил это время, и оно настолько глубоко засело в моём мозгу, что я помню его и сейчас.

Теперь обратный пример. В Университете на занятиях высшей математики мы проходили различные формулы, понятия, теоремы Лагранжа, Коши, Ферма и т.д. Как вы думаете, помню ли я их сейчас? КОНЕЧНО, НЕТ! А как думаете, пригодились ли они мне хоть раз после окончания Универа? Хоть времени прошло меньше, чем со школы, а почти все знания, что нам давали попросту вылетели из головы.

Для эффективного развития умения мыслить логически необходимо решать различные НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи в разных ситуациях. Только так развивается логика, фантазия, интеллект, воображение. И, конечно же, как раз этого предмета нет в школьной программе.

Очень часто внутреннее желание человека стать счастливым и успешным подталкивает человека поступить в ВУЗ, чтобы получить новые знания. Это связано с тем, что человек – животное социальное. Ему не хочется быть вне какой-то группы.

Поэтому в мире не так много тех, кто работает на себя и мыслит своей головой. Гораздо проще пойти самым стандартным путём, для достижения сомнительного успеха: школа – ВУЗ – работа.

Так же есть такая проблема, что в 16-17 лет после окончания школы подросток попросту не знает, кем он хочет стать в будущем, ведь ему не давали проявить себя в какой-то сфере на максимум, чтобы понять, что НРАВИТСЯ ИМЕННО ЕМУ, а не «КАК НАДО».

Поэтому мы получаем на выходе из школы много усреднённых, заточенных под одну гребёнку «консервированных» детей, не понимающих, чего они хотят от этой жизни.

Как научиться кататься на сноуборде?

Не, ребят. Не подумайте, что я сейчас буду вам объяснять азы того, как научиться управлять сноубордом. Это я в полной мере сделал в своём видеокурсе. Сейчас речь о другом.

Такой наглядный пример я приведу для того, чтобы вы понимали, какие знания вам дадут в Университете. Я могу об этом говорить, потому что получил высшее образование и сейчас получаю второе, т.е. имею некоторое представление об этом.

Итак, сейчас будет интересно. Представьте, человек хочет быть счастливым. Для этого он хочет научиться управлять сноубордом, чтобы гонять на нём на горке с красивыми девчонками. Вращение сноуборд Как же этому научиться и осуществить свою мечту? Ну, естественно надо идти учиться в высшее учебное заведение! Там ведь есть масса профессоров, кандидатов и докторов наук, которые точно знают, как надо управляться со сноубордом.

Один из профессоров, очень уважаемый человек, помимо того, что защитил диссертацию на тему: «Важность выбора креплений для лучшей устойчивости сноуборда в глубоком снегу» так же однажды САМ управлял сноубордом аж 20 минут, пока не навернулся из-за сильного снегопада.

Но САМ ФАКТ того, что он смог целых 20 минут управлять такой сложной штуковиной, как сноуборд, уже поражает! ВСЁ! Решение принято! Надо идти туда учиться и всего ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ стать немного ближе к своей мечте. Конкурс, зараза, конечно большеват.

Ну, это ничего страшного. Родители, если что помогут с денежными средствами. По статистике ВЦИОМ: 60% россиян считают, что для поступления в ВУЗ нужны деньги, а не знания. Ок! Деньги отданы, студент счастлив!

Он теперь учится в престижном ВУЗе, где обучают сноубордингу! Пять лет его «обучают» истории сноубординга, какие бывают виды сноубордов, инструментам, которыми можно крутить болты в креплениях и т.д. по программам, которые были созданы ещё 30 лет назад. Ведь для создания новых программ надо переаттестовываться! А это ой какой геморрой.

Он сдаёт сложные для понимания зачёты по темам: «Общая теория движения на сноуборде», «Проблемы сноубординга в современном обществе», «Теория сноубординга и принципы движения на сноуборде», «Физика переноса веса во время движения на сноуборде» и т.д. Смешно?) А ведь я ни капли не шучу!

В ВУЗах именно так и обучают на всех специальностях. В конце пятого курса студент закончил ВУЗ, получил заветный диплом инженера-сноубордиста и пошел на хрен выпустился без каких-либо практических знаний.

Гуманитариям повезло ещё меньше. Латынь и другая лабуда, которая больше нигде не встретится в жизни – это наказание ОСНОВА на тех специальностях. Хочешь научиться кататься на сноуборде? Посмотри несколько видео по этой теме или прочитай пару статей и БЕГОМ НА СКЛОН! Всё просто.

Нужно ПРОБОВАТЬ, а не размазывать сопли по подушке. Самое обидное заключается в том, что пока вы 5 лет сношали свой мозг всеми возможными способами, протирая штаны за партой, ваш сосед Сёма Плюшкин уже выиграл несколько соревнований по сноуборду и уже на трамплинах вытворяет такое, что вам и не снилось.

И догнать теперь вам его будет невероятно сложно. И девушки теперь катаются с ним, и трюки классные он вытворяет и телосложение у него спортивное. И он просто-напросто начхать хотел на ваш красный диплом инженера-сноубордиста и на ваши знания в области теории движения на сноуборде.

Потому что ЗНАНИЯ (УМЕНИЯ) и ОБРАЗОВАНИЕ – это две разные вещи! Многие люди хотят стать мастерами в каком-то деле и для этого идут в ВУЗ. Но для того, чтобы стать мастером в каком-то деле нужно всего две простые вещи:

  • Практические знания.
  • Советы специалиста-практика.

Так вы станете мастером гораздо быстрее.

«Чтобы заработать на «Жигули» надо работать, чтобы заработать на «Ауди» надо думать головой»

В каком случае нужно получать высшее образование?

Могло сложится впечатление, что я категорически против высшего образования. Это не так. В противном случае я бы не получал второе.

Когда вы собираетесь поступать вы должны чётко представлять себе ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ВАМ. Если вы поступаете на программиста в престижный ВУЗ, чтобы иметь доступ к работодателям, мощнейшим серверам, а так же к дорогостоящим программам, то это хорошо. ВУЗ обеспечит вам те условия, которых вы НЕ ПОЛУЧИТЕ самостоятельно.

Другое дело, если вы вообще не понимаете нафига вы туда идёте, но «так надо», ведь это путь к успеху и просто ткнули пальцем в какой-то там факультет и специальность, которую можно с трудом выговорить даже трезвым. То скорее всего, ВУЗ просто заберёт у вас 5 лет жизни и даст вам посредственный диплом с которым вы смело можете идти торговать бургерами в Макдоналдс.

Так же хочется сказать, что если вы вообще не понимаете, что делать со своей жизнью после школы, то ВУЗ является не худшим решением. Хуже будет, если вы будете просто ходить по улице и пинать говно без дела, просто прожигая своё время.

В ВУЗах гораздо больше адекватных людей, чем в других учебных заведениях, поэтому там вы можете завести себе ценные знакомства, быть в атмосфере энтузиазма, но опять же ВЫ ДОЛЖНЫ ПОСТОЯННО ДУМАТЬ О СВОЁМ РАЗВИТИИ!

Не полагайтесь только на то, что ваш диплом сделает вас успешным. Не надо складывать все яйца в одну корзину. Ищите способы РЕАЛЬНОГО заработка денег. Анализируйте происходящее вокруг вас и думайте над тем, что вы хотите делать, чем заниматься и как вы будете зарабатывать деньги, т.к. ваш диплом поможет вам просто не умереть с голоду. Т.к. без диплома сложнее устроиться на сносную наёмную работу.

Зачем же тогда я получаю второе высшее образование? На этот шаг я решился осмысленно.

  • Во-первых мне платят стипендию 3500 рублей в месяц, а это дополнительный источник дохода.
  • Во-вторых ВУЗ находится в Москве, а до учёбы я там никогда не был.
  • В третьих это образование прямиком затрагивает мою специальность, а значит возможен карьерный рост.

Кстати, вот видео о том, как я ездил поступать в Москву:

Человек должен страховать себя с разных сторон. В моём случае на одной чаше весов лежит работа на заводе и карьерный рост на нём (два высших образования + стаж). На другой лежит желание создавать, творить и зарабатывать средства с помощью бизнеса.

Чтобы научиться зарабатывать своей головой (работая на себя) надо набить себе не одну шишку, пройти не простой путь, но я изо дня в день стремлюсь к этому. Что я делаю для этого? Регулярность и самообразование, друзья.

Самообразование

Если у вас нет возможности найти себе наставника, к примеру, у вас нет знакомого, который знает, как научиться играть на гитаре, то тут вам поможет самообразование. Вы можете получить любую информацию из книг или интернета. А интернета не было у наших родителей, дедушек и бабушек.

Пользуйтесь этой великолепной возможностью! Нужно только желание! Я сам так научился играть на гитаре и кататься на сноуборде. Многие поступают в ВУЗы лишь потому, что сами НЕ СПОСОБНЫ заниматься самообразованием. Им нужен человек, который будет кнутом гонять их для того, чтобы они что-то почитали.

Они же скажут, что в тренажёрном зале можно заниматься только с тренером. Тут выбирать вам, либо вы человек, стремящийся к развитию, либо ленивый тюфяк.

Выгода высшего образования

Нужны те, кто будет проектировать мосты, добывать полезные ископаемые, обслуживать тех, кто качает нефть, получая при этом копейки. Мы как-то уже говорили о чём-то подобном в этой классной статье.

Высшее образование – это очень прибыльный бизнес. В 1990 г. не было ни одного ВУЗа в РФ, кто предоставлял бы знания за деньги. К 2005 году их уже было 415. А населения стало меньше (распад СССР).

Открыть ВУЗ и учить наивных желторотиков кататься на сноуборде – очень выгодная и прибыльная штука. А студенты, ещё не попробуя настоящей жизни, где надо зарабатывать деньги и рады, получают заветные дипломы.

Сейчас слишком до фига юристов, экономистов, бизнес-тренеров и т.д. А хороших слесарей, сантехников, плотников очень мало. Поэтому куча людей с «престижными» дипломами не могут найти работу.

У них нет реальных практических знаний, а все «сладкие» должности (не требующие профессиональных знаний в какой-либо области) заняты по блату.

Выводы

Статья получилась очень большая, но тема очень важная, поэтому предлагаю подытожить все основные моменты:

  • 80% знаний, полученных в школе и Университете вам НИКОГДА не понадобятся в реальной жизни. Чтобы получить те самые 20% не обязательно тратить столько времени на унылое просиживание штанов и зазубривание бесполезных фактов.
  • Не кладите все яйца в одну корзину. Даже если вы сейчас обучаетесь в ВУЗе, или собираетесь туда поступать, не полагайтесь на свой будущий диплом, а ещё в Университете подыскивайте себе возможные источники дохода, знакомьтесь с интересными людьми, «обрастайте» связями и т.д. Стройте своё будущее.
  • Лучший способ получить знания: ПРАКТИКА + СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА-ПРАКТИКА.
  • Логическое мышление не развивается в школе или ВУЗе. Для эффективного развития умения мыслить логически необходимо решать различные НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи в разных ситуациях.
  • Заниматься самообразованием нужно всю жизнь! Ваше образование не должно заканчиваться с окончанием школы или ВУЗа.

Жаль, что когда я был школьником, я подобного не прочитал. По телевизору вряд ли это покажут, т.к. это будет не выгодно важным дядькам. Среднее и высшее образование — многомиллиардный бизнес, поэтому ВУЗам нужно «свежее мясо», чтобы получив огромные деньги, превратить его в не приспособленные к реальной жизни «консервы».

P.S. Подписывайтесь на обновления блога. Дальше будет только круче.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Никита Волков!

Обсуждение: 24 комментария
  1. Татьяна

    Вот, читаю твою статью и думаю, почитать бы что-то подобное немного раньше. 🙂 К сожалению нас в школе и в других подобных заведениях многому не учат, что могло бы пригодиться в будущем. Ну, что же будем сами или с советами специалистов всю жизнь учиться )) Статья, класс!!!

    1. Никита Волков

      Привет, Тань!) Спасибо! Да, согласен. В школе и ВУЗах творится какая-то жесть.

  2. Антон

    Я в школе был конкретным троечником, но в институте, когда появились предметы типа веб-дизайна, я стал хорошо учиться.

    Проблема образования в том, что детей не учат здоровому питанию, искусству взаимоотношений с супругом, воспитанию детей, наставничеству, элементарной медицине, но учат выводить интегралы.
    Знания не практичны, поэтому бывшие студенты так критикуют их становясь старше.
    Про себя могу сказать, что я ходил в инст. для веселого времяпровождения и приобретения на будущее связей и друзей, чего и достиг-)

    У меня в институте были учителя разведенные, жирные, больные, табака-курильщики — зачастую у таких людей нечему учиться. И я не осуждаю этих людей.

    1. Никита Волков

      Привет, Антон! Согласен с твоим мнением. У меня получилось точно так же. Отличные друзья, это тоже своего рода победа, и возможно даже большая, чем диплом об окончании.
      Подобные преподаватели, думаю, практически во всех ВУЗах преобладают, но осуждать и вправду не имеет смысла. Они сами это выбирают.

  3. Владимир Савельев

    Привет Никитка))) Интересная статейка получилась однако, прочитал от начала до конца. Читал со смартфона какие то глюки у тя на сайте происходят — несколько раз в конец статьи кидало).

    Так вот расскажу свою историю образования.
    В школе я был троешником признаюсь честно. Но как говорили учителя у меня был потенциал — я просто ленился! Именно тогда в классе 8-9 я понял то, что ты написал в статье) Многие носились с аттестатом золотыми медалями и тд и тп а я знал что этим аттестатом можно только попку подтереть )))

    Далее я сам поступил в институт и с троешным аттестатом) Но учится там не стал по тем же причинам… ушел в армию. Отслужил 2 года.

    Да забыл упомянуть что в 16 лет мне подарили компьютер. На тот момент это была дорогая игрушка) А я так сильно его желал что просто ппц)

    Именно эта вещь и желание ее изучить и стало для меня решающим фактором того чем я буду заниматься в жизни…. это мое все у меня к этому талант говорили на информатике)

    После армии я снова поступил в институт отучился полгода и снова понял нет это не мое…. не могу я на шеи у родителей висеть 5 лет нужно начать зарабатывать их самому. Отучился в ПТУ и устроился на завод и в свободное время я учился самостоятельно тому что мне интересно а именно — компьютерам… после какого то времени я начал изучать основы сайтостроения… в 2006 году даже создал авторский курс на тему как отслужить в армии и вернуться домой настоящим мужчиной… тогда было зарождение инфобизнеса, сейчас с улыбкой вспоминаю это))) тогда еще ветер в голове был…. так что больших денег не сделал.

    Чуть позже открыл свою вебстудию и создавал сайты в своем городе в свободное время. А теперь на все забил и веду свой блог)

    Но среди друзей и знакомых так и повелось уж что по вопросам компьютерным все звонят мне(

    Так ладно что то я не комментарий пишу а статью целую — извени Никит)))

    Касательно статьи я до сих пор придерживаюсь мнения что образование, образованием — но нужно развивать хобби, свое увлечение — ибо лучшая работа это хобби) А если хобби приносит деньги мммм….

    Но нет ничего хуже работы которая не по кайфу.

    Многие говорят мне по жизни у тебя талант поступай в ВУЗ на программиста… но до сих пор никто меня не убедил… 5лет мучатся потом сидеть в офисе и выполнять монотонную работу — нееее…

    Да кстати почему в школах учат всех под одну гребенку?! Наверное заниматься с каждым и развивать те качества которые ему интересны — попросту не хватит ресурсов…. возможно со временем все это будет — будет тест в котором программа определит ребенка в ту или иную программу обучения)))

    1. Никита Волков

      Привет, Вов! Закоментил, дак закоментил)
      У тебя очень интересная история! Не каждому дано пойти не по стандартному пути и выбиться в люди. Ты большой молодец! Согласен с тобой насчёт хобби. Это прекрасно, когда твоё хобби — это твоё основное занятие, которое приносит доход. А монотонная работа в офисе… хм.. Я понимаю о чём ты. Сейчас сам этим занимаюсь, поэтому всё свободное время отдаю блогу, чтобы в итоге заниматься именно этим.
      Да, просто более дифференцированное обучение более сложное и дорогое в организации) Думаю, что программа подобная будет)

  4. Владимир Савельев

    Никит я еще не все написал что хотел))) Просто сложно все уместить в комментарии… Я еще кстати не выбился в люди это слишком громкие слова))) Просто я доволен своей жизнью и тем чем занимаюсь в ней! Это приносит мне удовольствие! В моем случае профессия выбрала меня а не я ее)

    1. Никита Волков

      Аха)) Понимаю)
      У тебя есть прекрасная семья, замечательный блог, хорошие знания в вёрстке сайтов и т.д. Если тебе удаётся содержать семью, занимаясь любимым делом, то это уже большой успех)

  5. Алексей Витковский

    Отличная статья! Как-то был у меня разговор по душам на тему высшего образования с преподавателем.

    Оставила меня преподаватель после пары, говорит: «Алексей, у тебя лучшие работы на потоке, ты мыслишь действительно интересно, но ты деструктивно влияешь на ребят, показываешь им, что твоя будущая специальность — безынтересна, все они смотрят на тебя и задумываются, ты меняешь их мысли.» — это была причина для разговора (т.к. на парах веду себя вальяжно).

    Я сказал, мол, это не проблема, я думаю уходить из университета, сходить в армию и устроиться на работу, или перевестись на заочное отделение. Она назвала несколько причин, по которым это делать не стоит:

    «Ты молодой, ты еще ничего не понимаешь, курсе на 3 ты все осознаешь и поймешь, надо ли тебе это или нет» — это 1.

    2 — «Человек без высшего образования будет деградировать, причем он сам этого не заметить, это очень скрытый процесс».

    3 — «Высшее образование в ближайшем будущем станет большой редкостью, ибо сейчас закрываются очень много учебных заведений и сокращаются бюджетные места».

    4 — «Если тебе это Дано, то не нужно от этого отказываться». Я лично не представляю себя в роли какого-нибудь ученого, профессора — мне по духу что-то более простое, но она меня уверяет, что все это не мое, что я должен продолжать учебу, что мои мысли заточены под это.

    Так что вот теперь сидишь и думаешь, что делать, или подстраховаться и доучится, или бросить все. Будем думать 🙂

    Насчет школы: чистейшая правда какая только есть. Очень много материала отсеиваются в голове, конечно, высшее образование поддерживает отклики былых знаний, но и то не всегда. Насчет труда и физкультуру — это тоже верно, в школе, как-то к ним относился пренебрежительно, но со временем понял, что это более нужная мне вещь, чем, скажем, какое-нибудь правоведение.

    Касаемо: «Нафига нам это надо?». Часто задавали такой вопрос, и зачастую, всегда получали более-менее значимые ответы. Часто дети задают любимый вопрос: «Вот нафига мне математика в жизни», нам отвечали: «Математика — лучшая разминка для ума».

    Да и вообще педагогам дать хороший ответ трудно (сам на учителя физики-информатики учусь 🙂 ), ведь у них программа, которой надо следовать. Нам учительница история рассказывала каждый день интересный жизненные истории, которые мы слушали взахлеб, а в конце урока добавляла: «Дурацкая программа, ничего не успеваем.» — и так было почти на каждом уроке.

    В принципе, в школе ты получаешь первейший уровень социализации, получаешь какой-никакой базис знаний, у меня были отличные педагоги, которые буквально «На пальцах» объясняют тебе, что, да как устроено. Пригодилось ли это в жизни или нет: трудно сказать. Кому-то решение алгебраических примеров помогает дальше в ВУЗе. Если человек связывает жизнь с наукой, пишет диссертации по математическому анализу и т.п., то без того школьного базиса он бы никогда такого не достиг. Учителя должны подавать все, а дальше по остаточному принципу — кому-то пригодилась химия с биологией, кому-то нет, все же люди разные.

    Теперь о Высшем образовании: с выводами в статье согласен на все 146%).

    Возьму педагогику — неплохой предмет. На лекции, к примеру, нас учат действительно руководить детьми. Я даже выучил, что такое наказание («Заставить человека страдать», ух и страшное же место у нас). Очень много полезных и значимых советов.

    Но, черт возьми, нахрена мне знать, какая система педагогического процесса была применима в Англии в 18 веке?! Зачем, если у нас в стране вообще другая система, если все делается по плану дядь и теть на верхах? Да, много лишний инфы вливают в мозги студентов.

    «Жаль, что когда я был школьником, я подобного не прочитал» — это точно, я бы настроил себя на что-то одно, что нравится МНЕ и развивал бы этот навык. Например, я давно хочу научится кодировке, но учеба слишком много отнимает времени. И с кем бы я не общался — все говорят точно также, мол, времени много занимает, все бросить хочу и т.п.

    Самое обидное, что в универ идут либо ради диплома, либо: «родители так сказали». На паре спрашивают: «Кто из вас действительно пришел сюда по призванию учителя?» — 2 из 20 подняли руку. Что более обидно, я был из числа той 20-ки, я тоже тут за дипломом. Только сейчас я понял, что я тут, не знаю зачем, ибо диплом мне тоже не особо нужен 🙂

    Хорошая статья получилось. Блин, у меня комментариев к твоим статьям, больше чем у меня статей на блоге, надо как-то приручать себя к написанию своих мыслей, а не к комментированию чужих 🙂

    1. Никита Волков

      Алексей, привет! Ты как всегда удивляешь объёмом комментария)) Когда вижу твой комментарий в админке, то сразу готовлюсь к внимательному чтению)
      Аргументы преподаватель, конечно, тебе привела очень интересные) Насчёт подстраховаться, я бы так и сделал. Смотри, помимо того, что на парах тебе выносят мозг и т.д., в Универе есть масса плюсов. Естественно, большинство студентов просто потеряют 5 лет жизни, смотря в рот учителя и свято веря в то, что диплом обеспечит им неимоверный успех в жизни. Для единиц — может и так. Особенно, если родители смогут обеспечить достойную работу. Но и ты имеешь массу плюсов от того, что ты учишься в ВУЗе. Я, конечно же, не говорю о полученных знаниях, хотя отчасти и в этом тоже.
      1. В Универе у тебя есть ОГРОМНЫЙ ресурс времени! Учёба длится не так долго, как работа. Насколько я помню, как правило, с 9 утра до 15:00-17:00 максимум. Бывают исключения, но редко. Всё это свободное время ты можешь заниматься саморазвитием! Читать книги, изучать то, чем собираешься заниматься в будущем, заниматься спортом с полной отдачей и т.д.
      2. В Университете ты познакомишься с разными интересными ребятами! У меня очень много друзей из Универа осталось. Видимся постоянно. И я не представляю какова была бы моя жизнь без них. Поверь, это тоже очень ценная вещь. Так же, в Универе есть множество энтузиастов, которые ещё пока учатся умудряются строить бизнес. У нас был такой парень. Мега интересный человек! Помню, одно время он занимался аудиорекламой на остановках, а когда мы решили поехать в Крым отдохнуть от Универа, то он продал бизнес за 150000 р. и не плохо так покутил на юге, тем более, что мы были в 20 км от Казантипа 🙂
      3. Универ учит тебя «уметь подсуетиться» в нужной ситуации. Т.е. решать конкретные проблемы, в конкретное время. Когда-то сдать зачёт, когда-то купить чертёж. Когда-то вовремя свалить с неинтересной пары и т.д. Это тоже большой плюс.
      4. Ну и, конечно же, СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ! Алексей, не лишай себя этого удовольствия. Ты будешь вспоминать об этом ВСЮ свою жизнь. Вечеринки, красивые девушки, любовь яркая и чистая, общажная тусовка и т.д. Это прекрасное время. В Универе у тебя гораздо больше возможностей что-либо изучить, чем тогда, когда ты пойдёшь на работу. Просто представь, ты будешь работать по 9-10 часов, приходить домой, а ещё надо ведь в спортзал, после зала приготовить покушать, а потом у тебя остаётся час-два перед сном, чтобы что-то изучить и поверь мне эти 1-2 часа будут не сильно продуктивными, т.к. голова и тело очень устали после тяжёлого дня. Так что наслаждайся! Тут я согласен с твоим преподавателем. А этот вынос мозга, который вбивает в голову система образования, не бери в голову. Просто сосредоточься на важных вещах и продолжай учиться. Мужчина должен подстраховаться со всех сторон, чтобы никогда не оставаться без ресурсов обеспечения.
      Высшее образование не даст тебе умереть с голоду, а со своей головой ты точно создашь что-то своё!
      У меня мама работает в школе в начальных классах. Уже 35 лет. Эти постоянные планы, проверки, открытые уроки. Я, конечно, восхищён учителями. За их труд они должны получать гораздо больше.
      «Заставить человека страдать»? Ахах) Не плохой навык)) По-поводу лишней инфы, просто не бери в голову. Чтобы выучить и зазубрить эту лабуду надо одну, максимум две недели. Да, это трата времени, но зато у тебя в Универе есть масса других плюсов, благодаря которым ты сможешь в полной мере реализовать свой проект или проекты.
      У тебя сейчас прекрасное время! В Универе я об этом не думал. Я просто учился на отлично, развивался и был уверен, что это тот самый Грааль, который принесёт мне вселенское счастье. После армии и двух лет работы понял, что это не так. А ты уже очень хорошо соображаешь, что к чему!)
      У тебя очень интересные мысли, поэтому пиши статьи почаще)

  6. Александр

    Привет.

    Все эти размышления бы были ни к чему если бы в школе и в вузе были бы предметы по мотивации, как правильно пользоваться деньгами, как быть счастливым, как любить жизнь!

    Все остальное лажа, которая изучается в течении недели. (не беру в расчет сложные технические специальности, хотя там тоже нехер делать по 5-6 лет за партой. Сразу на производство после первого года теории). У меня все =)

    1. Никита Волков

      Привет!
      Да, подобных и ещё массы других действительно важных предметов не хватает. Технические специальности тоже лучше сочетать с реальной практикой, а не так, что студент прошёл теорию, размазывая сомнительные знания, как сопли по подушке, которая применима лишь к идеальному миру, приходит на завод, а местный слесарь Петрович говорит ему: «Какой нахер изгиб, какая теория резания? Ты чё сына, отойди, подвинься! Щас ломом всё исправим».

      1. Александр

        В общем я универ использовал для получения новых знакомых и связей. А сама учеба уже на втором месте. Ведь все знают, что там не учат знаниям, а учат учится самостоятельно. Но просто об этом никто не говорит =)

    2. Алексей Витковский

      «Все эти размышления бы были ни к чему если бы в школе и в вузе были бы предметы по мотивации, как правильно пользоваться деньгами, как быть счастливым, как любить жизнь!» — не согласен. Следуя такой логике, у нас бы в стране одни менеджеры замотивированные ходили, да банкиры — «Нахрена мне завод, нахрена мне наука, нахрена мне вообще дальнейшая учеба, если у меня есть готовый план, как вложить деньги — я могу жить на проценты. Большинство людей — ленивы, и они с радостью предпочтут такой вариант жизненного плана.

      Да и вообще, как объяснить ребенку — «что такое счастье?», как объяснить ребенку «про любовь к жизни» — я этого совсем не понимаю. Мы — личности, мы — разные, даже если выпускнику вы зададите вопрос: «А что такое счастье?», что он вам ответит? Кто-то хочет крепкую семью, кто-то выберет карьеру и полный гедонизм (по типу Yolo и т.п.) , кто-то с детства увлечен рисованием/физической культурой/физикой-химией.

      Далее: подставьте себя на место учителя, который получает по 10-15 тысяч в месяц, что он может о счастье рассказать, если также живет от зарплаты до зарплаты? Вот тот момент когда полетят в адрес учителя комментарии: «А вы то счастливы, у вас же зарплата мизерная?». Ну, это пример связанный с материальными благами.

      «Все остальное лажа, которая изучается в течении недели» — опять же нет. Ну, давайте втолкуйте пятикласснику какую-нибудь теорию относительности, ее взрослые-то не понимают, а то дети. Я вообще понять не могу, как по вашему должна быть организован педагогический процесс: приходит мальчик 7 лет, за пару лет ему махом выдают все сразу, в 9 лет он выходит, знает все, что нужно — идет работать. Это ребенок. Да и нагрузка, скажу я вам, должна быть такая, что любой взрослый с ума сойдет. Конечно, утрированный пример, но все же.

      Ладно, отбросим этот пустопорожний треп об обучении, предположим, за год-два человек получает свое «недо-мировоззрение» и уходит из школы. Куда вы тогда дели воспитательный процесс? А ведь именно школа детей воспитывает на протяжении всей жизни, показывает, что хорошо, что плохо. Вы скажите: «это родители должны делать» — как бы не так, родители сутками пашут на работе, а детей видят их только по вечерам.

      Для людей важны и духовные качества, которые формируются на протяжении всей его жизни. Какой человек вырастит, если ему не объяснят, что делать хорошо, а что плохо? На воспитание уходит львиная доля времени всего обучения, детям прививают патриотизм, любовь к стране и природе, показывают, что нужно уважать старших, в общем, цепочка эта очень длинная.

      Я думаю, что на данный момент все построено достаточно неплохо, безусловно много косяков, но ничего другого не построить. Есть множество систем построения пед. процесса: Белл-Ланкастерская система, Дальтон план, Маннгеймская система, но в большинстве случаев они провалились. У нас в стране классно-урочная система, отнюдь не идеальная, но и не самая худшая, она дает свои плоды.

      Нельзя здесь придерживаться какого-то радикализма, это очень сложный аспект, даже будь вы Антоном Семеновичем Макаренко, вы не сумеете создать идеальную схему для образования и воспитания молодежи.

  7. Сергей

    Никита, действительно хорошую тему поднял. Приятно, что есть люди которые задаются нестандартными вопросами, а не прутся стадом без оглядки непонятно куда и зачем. Вставлю свои 5 копеек в эту тему: на мой взгляд должны существовать некие промежуточные системы перед началом обучения в школе и дальнейших учебных заведениях. Которые с помощью достаточно длительного тестирования выявляли интересы и способности испытуемых. Особенно важно делать это после школы, точнее в последнем классе, когда ученики только начинают готовиться к вступительным экзаменам.

    Дело в том, что очень многие просто ломают себе жизни об колено, из-за нехватки опыта или компетентности родителей по данным вопросам. К примеру я сам работаю на автомобильном заводе сборщиком, и встречал там не мало толковых ребят которые также, явно находятся не на своем месте. Но я наверное единственный с завода кто веду свой блог, а другие хотя и обладают хорошим интеллектом, используют его также рационально, как и те кто колет орехи микроскопом.

    Самыми важными предметами я считаю: мотивацию и тайм-менеджмент. Без этого практически невозможно достичь любых серьезных целей.

    1. Никита Волков

      Привет, Сергей! Спасибо!
      Очень интересное мнение. Соглашусь, что необходимо обучать этим дисциплинам школьников. А так да, очень много наблюдаю людей, которые спускают свой интеллект в унитаз и работают явно не на своём месте.

  8. Сестричка

    Как говорил нам в универе один препод: » Образование — это то, что остается в голове после того, как всё выученное забыто». Я использую в жизни почти все знания универа (ну по крайней мере гуманитарную часть) … остальная часть знаний просто извилины немного прирастила:)

    1. Никита Волков

      Привет, Ир!) Хорошее выражение) Твоя специальность тебе идеально подошла) Ты ещё до Универа делала классные аппликации, поделки, рисовала офигенно, а профессия прекрасно дополнила эти знания)

  9. Игорь Самарский

    Спасибо. Хорошая статья. Все мы, особенно уже окончившие школу и ВУЗ ловим себя на мысли: «На кой мне это надо было?» Но, с другой стороны, постоянное упражнение мозга (задания, заучивание стихов, фактов и т.п.) развивают его. Просто развивают. Мы готовы для решения более сложных задач. Кроме того, где-нибудь, когда-нибудь и вспомнишь умную фразу или четверостишье.

    С высшим образованием конечно полная беда. Считаю, что профессий, которым необходимо обучаться в институте, по пальцам можно пересчитать: врач (но тут всю жизнь надо учиться) — не поспоришь, ну, конструктор космических кораблей. Сейчас и не вспомню больше. Всё остальное постигается опытным путём при устройстве на работу. Понавыпускали миллионы менеджеров. А любимая фраза преподавателей в ВУЗах: «Мы Вас учим типа как положено, а как в жизни сами узнаете.»
    Если человеку действительно что-то надо, он добьётся этого. Есть такой фильм, основанный на реальности, «Масло Лоренцо». Про больного мальчика. Его отец, что бы спасти сына, за пару лет стал профессором и изобрёл ему лекарство.

    Понравилась мысль одного врача, что если бы в школах преподавали предметы и ту же биологию с уклоном, как это всё действует на организм, полезно или вредно, пользы было бы больше.

    Не буду спорить лучше ли американское образование, но, судя по фильмам, у ученика, помимо каких-то обязательных предметов, есть возможность выбрать себе дополнительные занятия по вкусу: от театра до лепки ваз и различных видов спорта.

    Если бы поступающие в мединституты понимали что это такое — помогать людям, как это трудно и к чему обязывает, не было бы туда огромных конкурсов и мы бы не получали врачей в наших поликлиниках, ненавидящих тебя уже за то, что вошёл.

    С самообразованием тоже верно. Когда сам поймёшь, что тебе хочется знать иностранный язык, тогда и получится его выучить. Я сам английский язык выучил и на сноуборде, кстати, то же сам научился кататься.

    1. Никита Волков

      Привет, Игорь!
      Фильм посмотрю. Заинтересовал ты меня!
      Согласен, что в школах надо давать больше практики. А насчёт нужных профессий в Универах, их много, только проблема в самих программах обучения. Особенно смешно насчёт менеджмента. Да, есть всякие правила 4П и т.д. Но многие фишки в менеджемента меняются из года в год. Особенно не понятно, зачем преподавать историю менеджмента и т.д. А вообще, читал, что самое лучшее образование по многим параметрам считается финское. Я и сам когда обучался в Универе попал, вместе с другом вдвоём со всего факультета по обмену с финами, т.к. лучше всех сдали английский язык, но, к сожалению, не поехали. Кафедра не пустила. Идиотизм. Сказали, чтобы мы брали академку. Ага, делать нам не фиг год терять.
      Рад слышать, что сноубордист)

    2. Андрей Гончаров

      Игорь, понятно что универ дал какие то знания. Но можно из за 5% которые понадобились в жизни — тратить 5 лет её.. Это жутко неэффективно!

  10. Мария Тернова

    К сожалению, школа не учит думать, она учит, КАК думать. Однако ВУЗ (при серьёзном отношении к учёбе) вырабатывает системное мышление. Поэтому считаю, что высшее образование всё-таки нужно получить.

  11. Андрей Гончаров

    Отличная фраза М. Твена
    Образования, больная тема для меня.
    Хорошая статья.
    И, о счастье: сейчас появляется множество школ, которые пытаются преподавать уроки Будущего. Это радует, но вот узнать бы о таких школах родителям — тем, кто платит деньги и в большинство случаев направляет свое чадо на учебу. Ведь редко человек рождается и знает кем он будет по жизни, как мой отец. Который уже в 7 или 8 классе знал, что будет стоматологом. И проработал им до конца своих дней.
    По сути мы вносим в изменение ситуации свой вклад.
    Очень важно понимание, что именно «дяди» решают каким будет образование. Это знание и дает нам силы менять происходящее.
    «физика переноса веса на сноуборде» — поржал =), но со слезами, ведь это правда.

    пы сы .. плиз исправь форму комментариев, приходится постоянно вводить имя-почта-сайт. Напрягает

    1. Никита Волков

      Один из самых высоких уровней образования по результатам многочисленных тестов оказался в Финляндии. Я туда, ещё будучи студентом 4-го курса попал учиться по обмену, но кафедра не пустила. Может и к лучшему, кто знает.

  12. Алексей

    Статья правда от малой части. Если тебе действительно нужны знания для работы по конкретной специальности, высокотехнологичной, сложной — учиться надо, и нужно учить почти все, если не все.
    Если ты все рассматриваешь через призму: что нужно, что не нужно для «реальной жизни», то в реальной жизни знания вузовские вообще мало нужны.
    Нужен здоровье, блат, наглость.
    Из вашей статьи не видно, что вы шли в вуз за знаниями, которыми вы будете зарабатывать на жизнь.
    Следовательно, шли за коркой.
    Отсюда и пафос статьи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *